Семья и социум

Совет по качеству предприятия занимается. Как правильно создать приказ о создании комиссии. Срок работы комиссии

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для контроля исполнения муниципального задания на предоставление социальных услуг с целью повышения качества предоставляемых государственных услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, создания комфортных условий для получателей услуг и определяет компетенцию, функции, задачи, порядок формирования и функционирования комиссии по контролю качества и оценки эффективности социального обслуживания (далее по тексту - Комиссия).

1.2. Положение разработано на основании федеральных законов:

От 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей";

От 02.08.1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

От 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

От 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации и национальных стандартов, утвержденных национальным органом Российской Федерации по стандартизации:

ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения";

ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";

ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения";

ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения";

ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";

ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей";

ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам";

ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье";

ГОСТ Р 52886-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам";

ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям";

ГОСТ Р 53058-2008 "Социальные услуги гражданам пожилого возраста";

ГОСТ Р 53059-2008 "Социальные услуги инвалидам";

ГОСТ Р 53060-2009 "Документация учреждений социального обслуживания";

ГОСТ Р 53064-2008 "Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий".

2. Основные цели и задачи комиссии

2.1. Основной целью Комиссии является проверка соответствия качества социальных услуг требованиям ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" и определение эффективности и результативности работы отделений социального обслуживания в рамках реализации уставных целей и задач [наименование учреждения социального обслуживания] (далее по тексту - Учреждение).

2.2. Комиссия в достижении цели своей деятельности ставит перед собой следующие основные задачи:

Контроль за соблюдением правил и государственных стандартов по предоставлению муниципальных социальных услуг, норм профессиональной деятельности и профессиональной этики;

Контроль за соблюдением социальными работниками и сотрудниками учреждения требований, предусмотренных действующим законодательством по социальным вопросам и внутренними документами по вопросам предоставления социальных услуг;

Принятие на основе закрепленных за Комиссией полномочий мер, обеспечивающих выполнение работниками учреждения требований и правил, предусмотренных внутренними документами;

Выполнение иных задач, соответствующих закрепленным за Комиссией полномочиям и направленных на достижение уставных целей и задач деятельности учреждения.

3. Образование и состав комиссии

3.1. Комиссия создается на основании приказа руководителя учреждения.

3.2. Количественный состав Комиссии утверждается руководителем учреждения, но не может быть менее трех человек.

3.3. В состав Комиссии входят: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.

3.4. В состав Комиссии включаются руководители структурных подразделений учреждения и специалисты из числа сотрудников учреждения.

4. Председатель комиссии

4.1. Председатель Комиссии избирается членами Комиссии учреждения из их числа большинством голосов от общего числа членов комиссии.

4.2. Комиссия вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов комиссии.

4.3. Председатель Комиссии организует ее работу, созывает заседания Комиссии и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает протокол заседания Комиссии и иные документы, исходящие от ее имени.

4.4. В случае отсутствия председателя Комиссии его функции осуществляет заместитель председателя Комиссии.

4.5. Председатель Комиссии несет ответственность за деятельность Комиссии, своевременность, обоснованность и объективность принятых Комиссией решений.

4.6. Председатель Комиссии устанавливает ответственность каждого члена комиссии за проверку конкретных процессов, функций, отделений и подготовку рабочей документации.

4.7. Для достижения целей и решения задач деятельности Комиссии, координации ее взаимодействия с должностными лицами учреждения, председатель Комиссии осуществляет следующие основные функции:

Составляет план работы Комиссии и руководит деятельностью Комиссии по выполнению плановых мероприятий;

Ежеквартально отчитывается о деятельности Комиссии и принятых ею решениях, анализирует проделанную работу;

Обеспечивает повседневное выполнение функций Комиссии;

По результатам проверки готовит справки и материалы для принятия администрацией учреждения решений о применении мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам учреждения, допустившим нарушения требований стандартов и правил;

Обеспечивает взаимодействие Комиссии со структурными подразделениями и должностными лицами учреждения.

5. Полномочия, права и обязанности комиссии

5.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами [наименование субъекта Российской Федерации] и [наименование муниципального образования], Уставом учреждения, настоящим Положением и другими внутренними документами учреждения.

5.2. Комиссия в рамках своей компетенции рассматривает вопросы:

По планированию работы комиссии;

Анализа качества предоставляемых социальных услуг учреждением;

Результатов внеплановых проверок;

Планирования мероприятий, повышающих качество предоставляемых социальных услуг.

5.3. Комиссия осуществляет контроль за качеством предоставленных социальных услуг в соответствии с муниципальным заданием на оказание социальных услуг и государственными стандартами социального обслуживания и деятельностью сотрудников учреждения в регулируемой сфере путем проведения плановых и внеплановых проверок.

5.4. Предметом плановой проверки является определение эффективности и результативности работы отделений социального обслуживания согласно методикам их определения, утвержденных руководителем учреждения, соблюдение социальными работниками требований стандартов и муниципального задания на оказание социальных услуг, а также требований к профессиональным навыкам и образовательному уровню социальных работников. Продолжительность плановой проверки не может составлять более [значение] дней.

5.5. Основанием для проведения Комиссией внеплановой проверки может являться поступившая в учреждение жалоба на действия социального работника при предоставлении социальных услуг, нарушение социальными работниками стандартов и правил, оказание некачественных услуг, соответствующие запросы органов власти, требующие проведения проверки работы структурных подразделений учреждения, иные особые случаи внеплановых проверок по поручению администрации учреждения. Срок внеплановой проверки - до [значение] дней.

5.6. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

5.7. Для выполнения Комиссией функций, возлагаемых на нее в соответствии с настоящим Положением, члены Комиссии имеют право запрашивать информацию в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств принятого к рассмотрению Комиссией факта нарушения.

Запрос о предоставлении информации должен содержать ссылку на материалы проверки по факту нарушения, обстоятельства которого подлежат выяснению, и точный перечень запрашиваемых сведений.

Комиссия для полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств по факту нарушений, выявленных в ходе проверки, вправе привлекать штатных сотрудников учреждения (бухгалтера, инспектора отдела кадров и др.).

5.8. Должностные лица учреждения обязаны предоставить Комиссии требуемые документы о качестве услуг и эффективности социального обслуживания не позднее чем через [значение] дней после осуществления Комиссией устного или письменного запроса.

5.9. Комиссия обязана:

Своевременно и полно проводить проверку;

Своевременно и добросовестно изучать все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки;

Давать оценку достоверности данных, содержащихся в документах учреждения;

По итогам проверок во всех случаях составлять справки (акты, заключения), включающие выводы и предложения по исправлению выявленных недостатков;

Требовать от руководителя учреждения устранения выявленных нарушений;

Не разглашать конфиденциальные сведения, к которым члены Комиссии имеют доступ при выполнении своих функций;

Своевременно доводить до сведения руководителя учреждения результаты осуществленных проверок в форме заключения.

5.10. По итогам проверки качества оказания социальных услуг Комиссия составляет заключение, утверждаемое на ее заседании. Заключение подписывается председателем Комиссии, принимавшим участие в проверке, и представляется руководителю учреждения.

5.11. Разрабатываются мероприятия по устранению и реализации выявленных недостатков.

5.12. При выявлении в ходе проверки нарушений, признанных Комиссией несущественными и легкоустранимыми, ею выносится указание об устранении выявленных нарушений в установленный срок с обязательным подтверждением устранения нарушений.

В случае неисполнения вышеназванного указания, нарушения считаются существенными и Комиссией выносится заключение о рассмотрении материалов для принятия администрацией учреждения решений о применении мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам учреждения, допустившим нарушения.

5.13. При выявлении в ходе проверки нарушений, признанных Комиссией существенными, ею выносится заключение о передаче материалов в администрацию учреждения для принятия решений о применении мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам учреждения, допустившим нарушения требований стандартов и правил, а также указываются сроки повторной проверки.

5.14. В случае выявления Комиссией фактов нарушения должностными лицами или штатными сотрудниками учреждения требований стандартов и правил, других внутренних документов учреждения, председатель Комиссии инициирует проведение служебного расследования.

Служебное расследование проводится по общим правилам проведения проверки, но не может длиться более одного месяца.

По факту выявленного в ходе проверки нарушения Комиссия подготавливает представление в администрацию учреждения для принятия к нарушителям соответствующих мер дисциплинарного воздействия согласно внутренним документам учреждения, либо выносит представление на обсуждение общего собрания трудового коллектива для принятия соответствующих организационно-дисциплинарных мер.

5.15. Контроль за деятельностью социальных работников отделений социального обслуживания на дому, работников отделений дневного пребывания, социально-реабилитационного отделения по оказанию социальных услуг на их соответствие стандартам социального обслуживания, другим нормативным документам в области социального обслуживания возлагается на заведующих отделениями.

Контрольные проверки качества выполнения социальных услуг заведующими проводятся [указать периодичность] во время контрольных посещений обслуживаемых.

Ежемесячно проводится проверка дневников социальных работников по выполнению социальных услуг обслуживаемым пенсионерам, на соответствие стандартам, правильность оформления и оплаты за социальное обслуживание.

В случае выявления нарушений требований стандартов и правил, иных нарушений, по материалам проверки составляется справка, в которой рекомендуется администрации учреждения принять решения о применении в отношении сотрудников структурного подразделения, допустивших нарушения, мер дисциплинарного воздействия.

5.16. Комиссия ежегодно через своего председателя представляет администрации учреждения или общему собранию коллектива учреждения доклад о своей деятельности и может вносить предложения и общие рекомендации, основанные на результатах проверки, изучении заявлений и информации, полученных от обслуживаемых клиентов.

6. Порядок работы комиссии

6.1. Плановая проверка осуществляется Комиссией согласно годовому и квартальным планам работы Комиссии. План работы Комиссии включается в комплексный план работы деятельности учреждения.

6.2. Внеплановая проверка проводится Комиссией на основании решения администрации учреждения либо председателя Комиссии о проведении внеплановой проверки с обязательным письменным уведомлением лица либо структурного подразделения, в отношении которого проводится проверка.

6.3. Проверка проводится в соответствии с методическими указаниями определения результативности работы отделений и определения качества предоставляемых социальных услуг.

6.4. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, принимаются на заседаниях комиссии.

Заседания Комиссии являются закрытыми.

На заседания Комиссии должны быть приглашены лица, интересы которых затрагиваются при рассмотрении принятых Комиссией к рассмотрению вопросов.

В случае надлежащего извещения указанных лиц их неявка на заседание Комиссии без уважительных причин не является основанием для переноса заседания или отказа в рассмотрении вопроса, если только членами Комиссии не будет определено иное.

6.5. Комиссия проводит заседания на основании плана-графика заседаний комиссии, но не реже [значение] раз в квартал. Внеплановые заседания проводятся по решению председателя Комиссии.

6.6. Заседание Комиссии созывается председателем Комиссии.

6.7. На заседаниях Комиссии ее члены должны присутствовать лично, они не могут передавать свои полномочия другим лицам по доверенности.

6.8. Кворум для проведения заседания Комиссии должен быть не менее [значение] от числа избранных членов Комиссии.

6.9. При решении вопросов на заседании Комиссии каждый член комиссии обладает одним голосом. Передача голосов одним членом комиссии другому члену комиссии запрещается.

6.10. Решения на заседании Комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, принимающих участие в заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

6.11. Члены Комиссии в случае своего несогласия с решением Комиссии могут изложить в письменном виде особые мнения, которые прилагаются к протоколу заседания Комиссии.

6.12. На заседании Комиссии ведется протокол.

6.13. В протоколе указываются:

Дата, место и время проведения;

Лица, присутствовавшие на заседании;

Повестка дня заседания;

Принятые решения.

6.14. Протокол заседания Комиссии подписывается председателем Комиссии.

6.15. Заключения, протоколы заседаний и иные документы, связанные с деятельностью Комиссии, хранятся в учреждении в порядке и в течение сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

6.16. Проверки по контролю качества и оценки эффективности социального обслуживания, осуществляемые Комиссией, не должны нарушать нормального режима работы учреждения.

7. Ответственность комиссии

7.1. Члены комиссии, принимающие участие в проведении проверки по факту указанных нарушений, отвечают за достоверность и объективность сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и внутренними документами учреждения.

7.2. Члены Комиссии несут ответственность за добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей в порядке, определенном действующим законодательством.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем учреждения.

8.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение или утверждение Положения в новой редакции осуществляется по решению руководителя учреждения.

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О создании постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества
и безопасности товаров


текст документа приводится с учетом изменений и дополнений, внесенных:
- распоряжением главы администрации области от 28.02.01 г. N 213-р
_______________________________________________________________________

В целях реализации единой государственной политики по исполнению федеральных законов и для оперативного рассмотрения вопросов обеспечения качества и безопасности товаров, находящихся в обороте на территории области:

1. Утвердить состав постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области (Приложение 1).

2. Утвердить положение о постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области (Приложение 2).

3. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации области Зелепухина А.Г

4. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель главы администрации
А.Зелепухин

Приложение 1. СОСТАВ постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области

Приложение 1
к распоряжению главы
администрации области
от 21.07.2000
N 857-р

Еремин И.В. - председатель комиссии, заместитель директора департамента администрации области по вопросам экономики
Филиппов В. А.- секретарь комиссии, консультант группы по качеству товаров и защите прав потребителей комитета потребительского рынка и уровня жизни департамента администрации области по вопросам экономики

Члены комиссии:

Гребеневу Елену Леонидовну - руководителя управления Госторгинспекции по Оренбургской области (по согласованию);
Реву Геннадия Антоновича - заместителя директора Оренбургского центра стандартизации, метрологии и сертификации (по согласованию);
Сизову Галину Владимировну - заведующую отделением гигиены питания центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области (по согласованию);
Кондрашеву Елену Вячеславовну - оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями по потребительском рынке УБЭП УВД Оренбургской области (по согласованию),
Худяков Г.Н. - заместитель начальника областного управления ветеринарии
Еремякин И.П. - начальник областной государственной инспекции по поставкам и качеству продукции
Шабанова Л.Н. - начальник управления Росгосхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию)

Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ о постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области

Приложение 2
к распоряжению главы
администрации области
от 21.07.2000
N 857-р

1. Общие положения

1.1. Постоянно-действующая рабочая комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом при администрации области, обеспечивающим оперативное рассмотрение вопросов обеспечения качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам обеспечения качества продукции.

1.3. Основными задачами Комиссии являются:

- рассмотрение наиболее важных вопросов обеспечения качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области;
- анализ предложений по формированию политики области в вопросах качества и по реализации областных программ по проблемам качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области;
- определение комплекса мер по неотложным и перспективным вопросам обеспечения качества и безопасности продукции.

2. Основные функции Комиссии

2.1. Комплексное решение вопросов создания и функционирования системы управления качеством и безопасностью продукции на областном потребительском рынке, определение приоритетов развития области по данным вопросам.

2. Рассмотрение вопросов, связанных с анализом качества и безопасности продукции, реализуемой на потребительском рынке областей подготовкой предложений по их улучшению.

2.3. Анализ и обобщение информации областных контрольно-надзорных органов, хозяйствующих субъектов всех форм собственности и общественных организаций по проблемам качества и безопасности продукции.

2.4. Заслушивание в установленном порядке информации глав администраций городов и районов области, руководителей предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей по вопросам выполнения действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества и безопасности продукции.

2.5. Выработка предложений и рекомендаций по оказанию содействия территориальным структурам федеральных органов исполнительной власти в выполнении ими своих функциональных обязанностей и поставленных задач в части осуществления государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции, соблюдением норм и правил на потребительском рынке области.

2.6. Подготовка предложений и рекомендаций по распространению положительного опыта обеспечения качества и безопасности продукции на основе изучения опыта работы отдельных предприятий.

3. Права Комиссии

3.1. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами и выполняемыми функциями имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке от предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории области, независимо от организационно-правовой формы, от территориальных структур федеральной исполнительной власти, администраций городов и районов области информацию, а также справочные и другие материалы по качеству и безопасности продукции для подготовки и рассмотрения соответствующих вопросов;
- приглашать на свои заседания представителей и специалистов территориальных структур федеральной исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории области, независимо от организационно-правовой формы, глав администраций городов и районов, органов местного самоуправления и заслушивать их информацию и сообщения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
- создавать по согласованию с заинтересованными органами временные рабочие группы из специалистов по проблемам качества и безопасности продукции с целью оперативного решения отдельных вопросов;
- предлагать областным контрольно-надзорным органам проводить соответствующие проверки и анализ действий хозяйствующих субъектов в части обеспечения ими качества и безопасности продукции;
- предлагать лицензирующим органам в соответствии с действующим законодательством рассмотреть вопрос о приостановлении действия или аннулировании лицензий у предприятий, учреждений и организаций при установлении фактов неоднократного, грубого нарушения лицензионных требований и условий.

3.2. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает решения, обязательные для администраций районов и рекомендательные для администраций городов, территориальных структур федеральной исполнительной власти, хозяйствующих субъектов, других государственных и общественных учреждений и организаций, расположенных на территории области,

4. Организационные основы работы Комиссии

4.1. Комиссия создается и прекращает свою работу по распоряжению главы администрации области.

Состав Комиссии формируется из представителей администрации области, территориальных структур федеральной исполнительной власти.

4.2. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если на заседании присутствует 2/3 членов Комиссии.

4.3. Решения Комиссии считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии от списочного состава.

4.4. Принятые на заседаниях решения оформляются протоколами, которые подписываются председателем комиссии и рассылаются членам Комиссии и заинтересованным предприятиям и организациям.

4.5. Материалы на заседания Комиссии готовятся департаментом администрации области по вопросам экономики с привлечением (при необходимости) территориальных структур федеральной исполнительной власти.

4.6 Председатель Комиссии руководит работой Комиссии, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению, дает поручения, информирует членов о выполнении рекомендаций Комиссии.

4.7. Заместитель председателя Комиссии обеспечивает организацию работы Комиссии по направлениям, определенным председателем Комиссии.

4.8. Члены Комиссии участвуют в подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, участвуют в изучении и обсуждении рекомендаций и предложений, выполняют другие поручения, связанные с деятельностью Комиссии.

4.9. Секретарь Комиссии:

- принимает и обобщает поступающие предложения по плану работы Комиссии;
- принимает участие в обсуждениях и в подготовке документов аналитического и рекомендательного характера;
- сообщает членам Комиссии о планируемых мероприятиях, доводит до их сведения информацию, относящуюся к содержанию работы Комиссии;
- оформляет протоколы заседаний, готовит проекты решений, организует рассылку материалов Комиссии ее членам и заинтересованным организациям.


текст документа сверен по:
файл-рассылка администрации области

«Утверждаю»
Генеральный директор

Стандарт предприятия «Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Порядок проведения «Дня качества»

Введен в действие приказом

Предисловие

Целью данного стандарта является установление положений, касающихся порядка и организации проведения «Дня качества» на предприятии, как одного из важнейших элементов Системы менеджмента качества (внутренний обмен информацией) и как одной из форм реализации Политики предприятия в области качества.
Стандарт разработан службой БУС К.
Введен взамен

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок планирования и организации проведения «Дней качества», как на самом предприятии, так и в его подразделениях, документального оформления их результатов, использования этих результатов для поддержания системы менеджмента качества в стабильном рабочем состоянии.
Стандарт распространяется на деятельность должностных лиц предприятия, являющихся руководителями структурных подразделений, задействованных в производственном цикле изготовления продукции, а также обеспечивающих служб.
В рамках этой деятельности Стандартом предприятия устанавливается ответственность и взаимодействие соответствующих подразделений и должностных лиц за выполнение предусмотренных в нем процедур.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы следующие руководящие документы:

3. Определения и термины

В настоящем стандарте использованы термины и определения, установленные в ГОСТах и международных стандартах СМК.

4. Обозначения и сокращения

БУСК — бюро управления системой качества
ДК — день качества
НД — нормативная документация
ОТК — отдел технического контроля
СМК — система менеджмента качества
СТП — стандарт предприятия

5. Общие положения

5.1 «День качества» проводится с целью систематического контроля и анализа деятельности подразделений завода по реализации установленных требований СМК, поддерживания и повышения установленного технической документацией уровня качества продукции, необходимого уровня процессов и СМК.
5.2 Периодичность проведения «Дней качества»:
на уровне предприятия — первая декада месяца;
на уровне цеха — первая неделя месяца;
на уровне участка — один раз в декаду;
5.3 Основной задачей «Дней качества» является «всестороннее рассмотрение проблем, связанных с качеством продукции, состоянием процессов, СМК и принятие решений, направленных на устранение и предупреждение несоответствий в производстве, процессах и деятельности персонала в Системе менеджмента качества.
5.4 С учетом значимости «Дни качества» проводятся под непосредственным руководством:
— на уровне предприятия — Генерального директора либо лица, его замещающего;
— на уровне цеха — начальника цеха;
— на уровне участка — мастера участка.
Это позволяет руководству предприятия и его подразделений систематически анализировать Систему менеджмента качества для того, чтобы обеспечить ее пригодность и удовлетворение требований потребителей, а также реализовать принятую Политику в области качества.
5.5 На обсуждение на «Дне качества» выносят:
— информацию о состоянии выполнения решений предыдущих «Дней качества»;
— данные о несоответствиях в продукции и процессах, результаты анализа их причин и мероприятия по их предупреждению;
— задачи по повышению результативности деятельности персонала предприятия в Системе менеджмента качества;
— анализ претензий потребителей;
— выполнение мероприятий, находящихся на контроле;
— результаты внутренних и внешних аудитов.
В случае возникновения значительных несоответствий Директор по качеству (представитель ОТК) инициирует открытие отчета
На «Дне качества» назначается ответственное лицо, под руководством которого к следующему «Дню качества» заполняется отчет, в котором указываются причины возникновения проблемы, корректирующие действия, сроки их внедрения и ответственные за внедрение отдельных мероприятий.
При исследовании проблемы учитываются результаты работ команд более низкого уровня (если проблема появилась не впервые). Результативность работ оценивается на последующих «Днях качества».
5.6 Для четкой организации «Дней качества», подготовки необходимых материалов, оформления результатов обсуждения поставленных проблем и принимаемых при этом решений, а также своевременного их доведения до специалистов предприятия, назначаются ответственные должностные лица:
— на уровне предприятия — специалист ДпК;
— на уровне цеха, участка — специалист, назначаемый начальником цеха.
5.7 По итогам «Дня качества» составляется протокол. Срок подготовки — один рабочий день. Решения, принятые на «Дне качества», являются обязательными для всех руководителей и специалистов (исполнителей) предприятия.
5.8 Контроль за проведением «Дней качества» на предприятии и в подразделениях, за реализацией принимаемых на них решений осуществляют Директор по качеству предприятия и представитель ОТК в цехе соответственно. О состоянии этой работы они регулярно докладывают руководству предприятия и начальнику цеха соответственно.

6. Проведение «Дней качества» предприятия

6.1 На «Дне качества» присутствуют руководители всех подразделений и отделов.
6.2 Подготовку документов и других информационных материалов к «Дню качества» обеспечивает Директор по качеству и специалисты ДпК.
Информация может быть представлена в виде протоколов или презентации и состоит из следующих разделов:
1) Оценка достижения целей предприятия в области качества;
2) Рекламации, акты забракования, уведомления от потребителей;
3) Внешний брак в рассматриваемый период (в штуках, рублях, процентах) по отношению к реализованной продукции;
4) Внутренний брак рассматриваемый период (в штуках, рублях, процентах) по отношению к реализованной продукции в целом по предприятию, по подразделениям;
5) Результаты контроля технологической дисциплины;
6) Результаты проведения внутренних аудитов;
7) Результаты аудитов 2, 3 стороны;
8) Оценка выполнения мероприятий планов по качеству.
9) Выполнение решений предыдущего Дня качества.
6.3 Решения, принятые на «Дне качества», регистрируются в протоколе. Протокол «Дня качества» оформляет секретарь Генерального директора
(рекомендуемая форма протокола приведена в приложении А). Все протоколы хранятся в отдельной общедоступной сетевой папке «День
качества», расположенной на сервере предприятия.
Допустимо совмещать «День качества» с декадными совещаниями при Генеральном директоре с оформлением общего протокола.
Допускается вместо протокола оформлять принятые решения и мероприятия по их достижению в виде приложений к презентации. Оформляет и передает в ДпК приложения подразделение, ответственное за реализацию решений. Приложения с выполненными решениями обсуждаются на следующем Дне качества.
6.4 Принятые на исполнения мероприятия при необходимости ставятся на контроль исполнения согласно «Положение учета,
выполнения и снятия с контроля мероприятий корректирующего и предупреждающего действия»

7 Проведение «Дней качества» в цехах и на участках

7.1 Проведение «Дней качества» в цехе.
7.1.1 Порядок проведения «Дней качества» определяет начальник цеха совместно с начальником технологического бюро (службы).
7.1.2 На «Дне качества» присутствуют: персонал цеха, представители ОТК; представители других служб (при необходимости).
7.1.3 На «Дне качества» выступают с сообщениями и предложениями:
— начальник цеха — о выполнении производственных заданий, о состоянии чистоты и культуры производства, о результатах внешних и внутренних проверок;
представитель ОТК цеха — о качестве продукции, статистике несоответствий и их причин, анализом результативности выполненных мероприятий, состоянием документации, используемой в цехе;
начальник технологического бюро цеха (службы) — о состоянии технологической дисциплины, о текущих планах мероприятиях по повышению качества продукции;
— заслушиваются приглашенные виновники возвратов, брака продукции и нарушений технологической дисциплины.
7.1.4 «День качества» и принятые решения оформляются протоколом, (приложение Б), который утверждает начальник цеха.
Обязательно при принятии решений указывать ответственных и сроки исполнения. Контроль за выполнением принятых решений и их результативностью осуществляет руководитель подразделения. Представители ОТК цеха осуществляют надзор за выполнением решений в протоколах.
7.2. Проведение «Дней качества» на участке.
7.2.1 Подготовку и проведение участковых «Дней качества» осуществляет начальник цеха, мастера.
7.2.2 На «Дне качества» следует рассматривать следующие вопросы:
— выполнение решений предыдущих «Дней качества»,
— результаты внутренних проверок;
— ход выполнения плана участком и именных заданий рабочим, ритмичность производства;
— опыт работы отдельных работников и участка в целом по повышению качества продукции;
— нарушения, допущенные отдельными работниками и недостатки в работе всего участка;
— причины дефектов и брака, возвратов продукции, претензий и рекламаций по вине участка;
— состояние технологической дисциплины, выполнение требований нормативно-технической и конструкторской документации;
— обеспечение рабочих мест инструментом;
— состояние чистоты и культуры производства на участке;
— другие вопросы, связанные с качественным изготовлением продукции на участке.
7.2.3 На «Дне качества» выступает представитель цеха, при необходимости, технолог, заслушиваются рабочие, допустившие дефекты, брак, нарушения требований технологических процессов, конструкторской и нормативно-технической документации.
7.2.4 На первом «Дне качества» текущего месяца озвучивают оценку по качеству работы каждого рабочего и участка в целом за отчетный месяц.
7.2.5 «День качества» и принятые решения оформляются протоколом (приложение Б). Обязательно при принятии решений указывать ответственных и сроки исполнения. Контроль за выполнением принятых решений и их результативностью осуществляет мастер, подтверждая это своей подписью и датой.
Представитель ОТК цеха осуществляет надзор за выполнением решений и оценкой результативности в протоколах.
7.3 Ежедневные оперативные собрания Ежедневно мастера

При необходимости на участках проводят ежедневные-оперативные собрания.
7.3.1 Порядок и время проведения оперативных собраний определяет мастер (бригадир) участка. Это может быть пятиминутка в начале или конце смены.
7.3.2 На оперативных собраниях участвует производственный персонал. При необходимости на него могут приглашаться инженер технолог, администрация цеха, представители ОТК.
7.3.3 Для проведения оперативных собраний администрацией цеха определяются специальные места, оборудованные столом-трибуной, маркерами и доской регистрации проблем по форме: Описание проблемы Решение Сроки выполнения Ответственный за выполнение.
7.3.4 Обсуждаемые вопросы таких собраний:
текущая ситуация по качеству продукции, возникновение нетипичных ситуаций;
— предложения персонала по улучшению и оптимизации работы на участке;
— принятые решения, мероприятия направленные на улучшение и оптимизацию работы на участке;
-оценка выполнения мероприятий.
Обнаруженные бракованные детали показывают персоналу. Для лучшего понимания их помещают на информационный стенд, в дальнейшем делают фотографию с бракованной детали и помещают ее в Альбом дефектности.
7.3.5 По итогам проведения оперативного собрания мастер оформляет протокол по форме:
ПРОТОКОЛ ОПЕРАТИВНОГО СОБРАНИЯ | ЦЕХ №
УЧАСТОК | МАСТЕР ДАТА

Управление несоответствующей продукцией. Положение о комиссии по принятию решений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Положение разработано в развитие СТП «Стандарт предприятия. Система Менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения».

Положение разработано службой ОТК.

  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки
  3. Обозначения и сокращения
  4. Общие положения
  5. Алгоритм действий комиссии
  6. Виды комиссий
  7. Функции, ответственность и полномочия членов комиссии
  • Лист согласования
  • Лист регистрации изменений
  • Лист ознакомления

1 Область применения

Данное положение предназначено для организации работы комиссий разных уровней по анализу несоответствий (отклонение от требований нормативно-технической Документации), по разработке корректирующих и предупреждающих действий, по принятию экономически целесообразных решений с целью минимизации потерь от несоответствий:

  • продукции;
  • процессов;

Положение обязательно для всех подразделений предприятия.

2 Нормативные ссылки

  • Инструкция. СМК. Управление несоответствующей продукцией. История решения проблем
  • Руководящий документ. Использование методики 8D при проведении корректирующих действия по несоответствиям.
  • Стандарт предприятия. СМК. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения.
  • Стандарт Организации. СМК. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения.

3 Обозначения и сокращения

  • БТК — Бюро технического контроля
  • ИРП — История решения проблем
  • КИ — комплектующие изделия
  • ОГК — отдел главного конструктора
  • ОГТ — отдел главного технолога
  • ОТК — отдел технического контроля
  • РД — руководящий документ
  • СМК — система менеджмента качества
  • СТО — стандарт организации
  • СТП — стандарт предприятия.
  • — 8 типов действий (методика)

4 Общие положения

4.1 Функции комиссии по принятию решений (далее по тексту — комиссия) определяются данным положением.

4.2 Комиссия созывается в зависимости от уровня:

  • руководством предприятия;
  • заинтересованной стороной на уровне руководителя структурного подразделения.

4.3 Комиссия может быть созвана на трех уровнях;

  • цеховая комиссия;
  • межцеховая комиссия;
  • заводская комиссия.

4.4 Комиссии должны созываться по принципу необходимого минимального количества участников.

5 Алгоритм действий комиссии

5.1 Основная цель комиссионной работы — всесторонний анализ несоответствий, принятие решений по несоответствующей продукции и исключения возникновения несоответствий в дальнейшем.

Для достижения основной цели необходимо:

  • Определить источник несоответствия;
  • Оценить фактическую ситуацию (в производстве, на складе, с персоналом, с документацией и т.д.);
  • Определить причину возникновения и не обнаружения;
  • Разработать мероприятия на устранение коренной причины;
  • Оформить документ (протокол, акт, или др.);
  • Организовать контроль выполнения мероприятий;
  • Провести анализ результативности предпринятых действий (мероприятий).

5.2 Для определения источников несоответствия рассматриваются следующие объекты, факторы, условия:

  • Материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
  • Квалификация персонала;
  • Выбранная схема технологического процесса;
  • Инструмент и оснастка;
  • Технологическое оснащение;
  • Заготовка, деталь, сборочная единица;
  • Оборудование;
  • Отклонение от технологического процесса;
  • Ошибка или недоработка конструкции;
  • Программное обеспечение;
  • Нестабильность технологического процесса;
  • Климатические условия;
  • Хранение;
  • Транспортировка;
  • Нарушение требований СМК.

5.3 Обзор фактической ситуации влияющей на возникновение несоответствия должен включать:

  • Определение необходимых знаний и квалификации персонала;
  • Определение соответствия и актуальности руководящих документов;
  • Определение состояния и эксплуатации оснастки, инструментов и оборудования;
  • Определение соответствия основных материалов требованиям нормативно-технической документации;
  • Определение соответствия вспомогательных материалов требованиям нормативно-технической документации;
  • Определение рисков;
  • Определение аналогичных изделий;
  • Определение влияния окружающей среды;
  • Определение организационных факторов.
  • 5.4 При разработке мероприятий определяются действия с продукцией под подозрением в местах ее хранения:
  • В процессе производства;
  • На оперативных складах;
  • На складе готовой продукции;
  • На центральном складе;
  • На консигнационном складе.

5.5 При проведении анализа несоответствия необходимо использовать не менее 1 инструмента управления качеством. Инструменты управления качеством:

  • 5 Почему?;
  • Диаграмма рассеивания;
  • Статистические данные;
  • Графики;
  • Диаграмма Исикавы;
  • Диаграмма Парето.

5.6 Обязательным результатом работы комиссии должен быть оформленный протокол с подписью ответственного лица. В случае разработки мероприятий указываются ответственные и сроки. Рекомендуется использовать, форму 8Д приложение А, Б. Документ (протокол, форма ИРП или 8Д) оформляет ответственное лицо, назначенное председателем комиссии. Председателем комиссии является организатор проведения анализа. Оформленный документ ставится на контроль исполнения и направляется (допускается в виде сообщения по е-mail) всем участникам и заинтересованным лицам для руководства и исполнения.

5.7 Вновь разработанные мероприятия согласовываются с руководителем подразделения ответственного за выполнение. В случае отсутствия согласования решение принимается на уровне руководителей дирекций.

5.8 Контроль результативности предпринятых действий (мероприятий) Контроль за выполнением мероприятий по решениям комиссии осуществляют руководители подразделений предприятия, в том числе ОТК.

Все документы должны выдаваться ответственным работникам под роспись.

Получивший копию документа должен четко написать свою фамилию, заверить ее подписью и указать дату получения копии. Копии решений комиссий должны быть разосланы в течение суток после подписания протокола. Допускается рассылка по e-mail с уведомлением о получении и прочтении.

Особо важные мероприятия, требующие обязательного соблюдения сроков, на усмотрение директора по направлению могут быть поставлены на электронный контроль исполнения.

Оценку результативности осуществляет председатель комиссии либо лицо уполномоченное им.

При оформлении протоколов 8 Д либо ИРП, заполняются соответствующие графы «7. Анализ результативности окончательных действий», «7.Проверка результативности».

В случае оформления протокола в иной форме, контроль результативности осуществляют на оперативных производственных совещаниях.

5.9 Участие приглашенных представителей в назначенное время обязательно вне зависимости от уровня комиссии.

6 Виды комиссий

6.1 Цеховая комиссия

6.1.1 Цеховая комиссия созывается начальником цеха, технологом или инженером по качеству. Инициатор определяет состав комиссии и организует оповещение членов комиссии.

6.1.3 При необходимости состав комиссии может быть изменен.

6.1.4 Алгоритм действия цеховой комиссии согласно разделу 5.

6.2 Межцеховая цеховая комиссия

6.2.1 Межцеховая комиссия собирается по инициативе цеховой комиссии при председательстве высшего руководства. Рекомендуется созывать комиссию на территории цеха-потребителя продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий для демонстрации результата влияния продукции цеха-поставщика на качество конечного (промежуточного) потребителя.

6.2.2 Межцеховую комиссию организует начальник цеха для решения вопросов, связанных с качеством продукции у потребителя.

6.2.3 Типовой состав межцеховой комиссии при рассмотрении несоответствия продукции цеха-поставщика:

  • представитель цеха — поставщика;
  • представитель цеха — потребителя;
  • представитель ОГТ;
  • представитель ОГК;
  • представитель ОТК;

представители заинтересованных заводских служб.

6.2.4 При необходимости состав комиссии может быть изменен.

6.2.5 Алгоритм действия цеховой комиссии согласно разделу 5.

6.3 Заводская комиссия

6.3.1 Заводская комиссия созывается Руководством предприятия на основании решения комиссии более низкого уровня. Состав, место и время созыва комиссии определяются директивным указанием одного из Руководителей (Директора по направлению).

6.3.2 Заводскую комиссию организуют Директор по направлению для решения вопросов, связанных с качеством у продукции у потребителя.

Для экономии времени специалистов предприятия перед созывом комиссии рекомендуется провести консультации с работниками заинтересованных служб.

7 Функции, ответственность и полномочия членов комиссии

Основная функция и обязанность участников комиссии — проведение анализа выявленных несоответствий в части:

  • определение причины возникновения и не обнаружения несоответствия;
  • принятия решения по выявленным несоответствиям и ранее изготовленной продукции;
  • разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий.

7.1 Инженеры и руководители технологических отделов и бюро (технолог цеха, представитель ОГТ, руководитель технологического бюро, главный технолог)

Полномочия:

Вносить изменения в действующую технологическую документацию направленные на внедрения намеченных мероприятий в части применения материалов, режимов работ, организации рабочего места, средства и инструментов автоматизации и механизации. Проводить контроль порядка и правильности выполнения работ при изготовлении и испытаний продукции, в том числе опытных партий изделий, разрабатывать решения по результатам работ. Проводить изменения в технологическую документацию в установленном порядке.

Ответственность:

Представитель технологической службы несет ответственность за обоснованность принятия и результативность мероприятий, направленных на изменение технологического процесса.

7.2 Инженеры и руководители конструкторских отделов и бюро (инженер-конструктор, представитель ОГК, руководитель конструкторского бюро, главный конструктор).

Полномочия:

Вносить изменение в действующую конструкторскую документацию на основании отработки конструкторской документации на изделия. Выполнять работы по разработке конструкторской документации по модернизации отдельных узлов, блоков и комплексов изделий. Участвовать в проведении испытаний и принятии решения по результатам испытаний. Проводить изменения в конструкторскую документацию в установленном порядке.

Ответственность:

Представитель конструкторской службы несет ответственность за обоснованность принятия и результативность мероприятий, направленных на изменение конструкторской документации.

7.3 Представители дирекции по качеству (начальник БТК, старший инженер по качеству, инженер по качеству, старший контролер, начальник ОТК).

Полномочия:

Предоставлять данные по учету дефектности изделий и показателей качества, характеризующие разрабатываемую и выпускаемую продукцию. Принимать меры по предупреждению производства и предотвращению выпуска изделий, не соответствующих установленным требованиям. Давать предложения по улучшению качества изготовляемых изделий. Оценивать причины, вызывающие ухудшение качества продукции (работ, услуг). Участвовать в комиссии по разработке мероприятий по выявленным дефектам в производстве и на эксплуатации.

Ответственность:

Представитель дирекции по качеству несет ответственность за выявление коренной причины возникновения несоответствия и не обнаружения, контроль выполнения сроков выполнения намеченных мероприятий их результативности и правильности и полноты оформления документации по решению комиссии.

7.4 Представитель производственного подразделения (Начальник участка, начальник цеха, мастер, заместитель начальника цеха, представитель дирекции по производству).

Полномочия:

Организовывать работу исполнителей на рабочих местах согласно требованиям технологических операций в соответствии с квалификацией исполнителей. Своевременно доводить до персонала информацию, полученную в результате работы комиссии по принятию решения. Предоставлять на рассмотрение комиссии данные по сотрудникам и их компетенции участвующих в выполнении технологических операций. Контролировать оснащение рабочих мест необходимой документацией и инструментом.

Ответственность:

Представитель производственного подразделения (участка, цеха) несет ответственность за организацию работ в соответствии действующей нормативно-технической документацией и организацию идентификации и прослеживаемости изделий и персонала в производственном процессе.

7.5 Представитель дирекции по закупкам и логистике (Начальник ОМТС, менеджер по закупкам, представитель дирекции по закупкам и логистике).

Полномочия:

Вести работу с поставщиком в части повышения качества закупаемой продукции.

Запрашивать от поставщика результаты анализа и реквизиты партии гарантированного качества комплектующего виновного в возникновении несоответствий. Предоставлять на рассмотрение комиссии данные по партиям комплектующих и материалов участвующих в выполнении технологических операций.

Ответственность:

Представитель дирекции по закупкам и логистике несет ответственность за обеспечение производства комплектующими и материалами, соответствующими требованиям нормативно-технической документации и своевременное получение от поставщика корректирующих и предупреждающих мероприятий в случае установления вины поставщика.

Контроль качества – важная функция в управлении качеством на предприятии.
ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия» регламентирует качество продукции как совокупность свойств, которые обусловливают пригодность продукции удовлетворять конкретные потребности в соответствии с назначением. Каждый продукт обладает определенными свойствами, характеризующими качество. Общие критерии оценки качества устанавливаются в нормативной документации: технических регламентах, стандартах, технических условиях на конкретные виды продукции. Так, косметическая продукция должна производиться согласно требованиям ТР ТС 009/2011 и стандартами на определенный вид продукции, например, ГОСТ 31460-2012 «Кремы косметические». Кроме этого, каждому продукту присуще свои потребительские свойства.

Таким образом, понятие «качество» связано с удовлетворением ожиданий потребителей в отношении определенного продукта, а значит является важной составляющей конкурентоспособности продукта и залогом того, что продукт будет продаваться и в любой экономической ситуации завоюет большую аудиторию.

Что такое контроль качества?

В ряде источников даются следующие определения термина «контроль». В стандарте ISO 9000:2015 под контролем понимается определение соответствия заданным требованиям. Согласно ГОСТ 15467-79 под контролем качества подразумевается проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям. Эта деятельность реализуется с целью подтверждения того, что выпускаемая готовая продукция соответствует или не соответствует требованиям, которые установлены в нормативной документации.

Контроль качества, независимо от применяемых методов, предполагает, прежде всего, отделение соответствующей продукции от бракованной. Конечно, качество продукции за счет отбраковки не повысится, но, как правило, эффективная система контроля качества в большинстве случаев способствует своевременному предупреждению или снижению сбоев и ошибок в работе с последующим их исправлением с минимальными материальными затратами и потерями. Поэтому в процессе контроля особое внимание уделяется тщательному контролю производственных процессов и предупреждению брака.

Как правило, контроль на производстве подтверждает выполнение установленных (заданных) требований к процессам и продукции и включает:

Входной контроль закупаемых ресурсов (сырья, упаковочных материалов);

Контроль качества в процессе производства;

Контроль качества готовой продукции.

Контролю качества подвергаются:

Закупаемые сырье, материалы и другие ресурсы;

Производимые полупродукты и готовая продукция;

Наличие нормативных документов по проведению испытаний, включая отбор проб;

Наличие необходимых помещений, оборудования, расходных материалов.

Процедура контроля, как правило, регламентируется документами системы менеджмента и осуществляется с установленной периодичностью и сводится к измерению определенных показателей и их сравнению с эталонными. Обязательным требованием является отделение и изоляция несоответствующей продукции (брака) от остальной. Когда выявляются несоответствия, дальнейшее производство должно быть приостановлено, а возобновление возможно только после устранения причин появления несоответствия. Поэтому контроль не всегда проводится планово. Возможно проведение и внепланового (экстренного) контроля в условиях, когда на каком-либо этапе производства выявлена и зафиксирована угроза качеству или есть опасность нарушений. Например, в случае проблем с водоснабжением возможно увеличение количества лабораторных испытаний воды или контроль какого-либо дополнительного параметра качества воды.

Основную роль в организации процесса контроля играет распределение ответственности и полномочий. Необходимо, чтобы каждый сотрудник соответствовал требованиям к навыкам и опыту, и строго выполнял свои должностные обязанности. Здесь важным моментом является формирование идеологии неприемлемости и недопустимости брака, идеологии личной ответственности сотрудника, ответственного за выполнение работ и качество произведенной продукции. Уровень контроля, в первую очередь, зависит от квалификации персонала, его внимательности к процессу контроля и производства. Наиболее надежным способом минимизации несоответствий является организация обучения и аттестации персонала .

Таким образом, контроль качества основывается на ответственности каждого работника за производимые работы, что позволяет своевременно отслеживать качество выпускаемой продукции: своевременно приостанавливать выпуск брака, не передавая его на последующие стадии производства, своевременно проводить мероприятия по нормализации процесса выпуска продукции, удовлетворяющей установленным (заданным) требованиям. Но, тем не менее, приоритет необходимо отдавать предупреждению отклонений, а не выявлению и устранению брака.

Как правило, процесс контроля качества включает отбор образцов (проб) на определенных стадиях жизненного цикла продукта , проведение установленных испытаний, регистрацию результатов испытаний. Все зарегистрированные данные подвергаются анализу с целью получения информации о возможных сбоях в работе, которые могли привести к снижению качества, и хранятся установленное количество времени.

По результатам контроля может быть принятие одного из решений:

Признание продукции соответствующей установленным (заданным) требованиям;

Идентификация брака (несоответствующей продукции) и реализация действий по управлению такой продукцией ;

Переработка продукции с последующим переконтролем;

Внесение изменений в процессы.

Кроме регистрации, результат контроля может подтверждаться наглядно, где это целесообразно, например, маркировкой этикетками или бирками.

Важным в процессе контроля качества является и постоянное стремление к повышению качества путем привлечения новейших технологий. Наука движется вперед, появляются более высокие стандарты качества. Важно следить за появлением современного оборудования и новых методик испытаний.

Входной контроль

Чаще всего, предприятие не изготавливает само все необходимые материалы, из которых производит свою продукцию. Значительная их часть приобретается у других предприятий. С целью подтверждения соответствия закупаемой у поставщика продукции проводится входной контроль. Такая проверка позволяет выявить несоответствия и отклонения от нормы еще на стадии приемки и не допустить в производство несоответствующие исходные материалы, от которых напрямую зависит качество готового продукта.

Входной контроль, как правило, предполагает внешний осмотр (целостность упаковки, маркировка, количество) и проведение испытаний по определенным показателям качества и безопасности.

Входному контролю должна подвергаться каждая партия поступивших материалов, поэтому процесс является весьма трудоемким. Но за счет выстраивания взаимовыгодных отношений с поставщиками, когда устанавливаются критерии оценки и выбора поставщиков, когда поставщик проверен и «одобрен», возможно уменьшение объема входного контроля. Поэтому входной контроль часто рассматривают как один из элементов взаимоотношений с поставщиком.

Об эффективности входного контроля свидетельствует отсутствие или уменьшение случаев передачи в производство несоответствующих сырья и материалов. Несовершенство процесса входного контроля может принести убытки изготовителю, ведь отсутствие должного уровня качества поступающего сырья может привести не только к браку производимой продукции, но также и к задержкам по исполнению обязательств перед заказчиком (потребителем), к удорожанию производства за счет устранения брака.

Контроль в процессе производства

Контроль в процессе производства связан с прослеживанием качества непосредственно в ходе производства на определенных стадиях. При этом осуществляется отбор образцов (проб) и контроль их качества. Важно не передавать брак на последующие стадии производства с целью избежать незапланированных и избыточных затрат, связанных с переработкой или утилизацией такой продукции.

Контроль предполагает проверку продукции на соответствие эталонным образцам, включая параметры внешнего вида, правильность маркировки, а также проведение лабораторных испытаний по определенным показателям качества. Основной целью является своевременное выявление отклонений и, при необходимости, проведение корректировки технологических процессов для обеспечения соответствия качества производимой продукции. Поэтому управлять надо не только качеством самой продукции, но и процессами. Необходим контроль соблюдения требований технологических инструкций и стандартных операционных процедур (СОП) на всех стадиях производственного цикла, включая этапы хранения и транспортирования, на которых также возможна порча продукции.

Кроме этого, на производстве важно проведение микробиологического мониторинга производственного оборудования, помещений, поступающего в производственные помещения воздуха, контроль микробной контаминации рук и спецодежды персонала, проведение контроля технического состояния оборудования, контроля соблюдения техники безопасности и соблюдения порядка. Отметим, что порядок на рабочих местах способствует улучшению качества производимой продукции, увеличивает производительность. В то время как беспорядок ведет к небрежности и ошибкам в работе, увеличению отклонений от установленных требований.

Контроль готовой продукции

Цель контроля качества готовой продукции – установление соответствия готовой продукции нормативным требованиям и защита потребителей от непреднамеренного получения несоответствующей продукции. Этот вид контроля является результирующим этапом. Готовая продукция может быть реализована только тогда, когда ее качество будет отвечать установленным требованиям нормативной документации.

Контроль на производстве

Контроль качества – неотъемлемая часть производственных процессов, играющая важную роль как одна из функций управления предприятием. Известно, что лидирующего положения на рынке достигают предприятия, способные обеспечивать качество своей продукции. В ООО «КоролёвФарм» одним из принципов является ориентация на потребителя. Каждый сотрудник понимает, что предприятие функционирует за счет своих потребителей, и поэтому необходимо выпускать продукцию, соответствующую всем заданным требованиям, отличающуюся стабильностью качества. Контроль проводится на всех стадиях производственного цикла в рамках системы менеджмента . Полный спектр испытаний сырья, упаковочных материалов, полупродуктов, готовой продукции по физико-химическим и микробиологическим параметрам, а также микробиологический мониторинг производства проводится специалистами Аналитической лаборатории. Для обеспечения качества ООО «КоролёвФарм» ежегодно затрачивает средства, которые вкладывает в современное оборудование для осуществления контроля качества закупаемых исходных материалов и производимой готовой продукции, освоение современных методик контроля, а также повышение квалификации персонала.

Основная задача системы контроля качества – выявить этапы, на которых возможно возникновение проблем, и таким образом оптимизировать работу персонала, осуществляющего контроль качества: уделять внимание там, где оно нужно, и не выполнять лишней работы, где этого не требуется. Качество выпускаемой продукции компания считает одним из важнейших показателей своей деятельности.